Исторический аспект [Похороны у русских]


Чарльз Карлейль, 1663–1664

Москвитяне хоть и не признают чистилища, тем не менее, они признают два места, где души, отделенные от тел, находятся в ожидании суда. Одно для душ праведных, где как они думают, они беседуют с ангелами, полны удовольствия и наслаждения. Другое для грешников, где они пребывают с демонами. Священники из-за прибыли убедили народ, что их молитвами и воскурением можно отвратить души грешников от пути в ад и направить в рай.

В обряде погребения они соблюдают много глупостей, в чём они, конечно, подражают грекам: они имеют обыкновение нанимать людей для того, чтобы они вопили во всеуслышание в продолжение того, как несут покойника на кладбище. Вместе с покойником они кладут одежду и деньги, из страха, чтобы ему ничего не доставало во время его длинного путешествия в другой мир.

Если покойник был добрый человек, то, по обычаю в греческой церкви, священник влагал ему в руки свидетельство, адресованное к Св. Петру или патрону Св. Николаю. Затем его хоронят, если это случалось не зимою; в противном случае, вследствие сильного холода, они имеют обыкновение сваливать своих мертвецов в колокольни своих церквей, которые и находятся здесь, без всякой порчи, до апреля месяца, когда погода бывает теплая. Тогда всякое семейство выносит своих покойников и заботится о их погребении.

После погребения родители и близкие родственники покойного имеют обыкновение веселиться. Делают они так из подражания грекам, которые этим выражали свою радость, что покойник освободился уже от несчастий на этом свете. Затем священник в продолжение сорока дней ходит на могилу покойного, воскуряет фимиам и молится о спасении его души. Кроме этого, ежегодно после Пасхи совершается в честь мёртвых много церемоний, которые положительно смешны.

 

 Самуэль Коллинз, 1658–1666

Русские похороны странны: немедленно после смерти везут тело в церковь, где оно стоит недолго, а потом хоронят на кладбище. Жена умершего обязана голосить и других нанимает для того же. Но этот обряд имеет мало основания, потому что обычай, а не любовь, заставляет ему следовать... Русские думают, что похороны тем великолепнее, чем больше женщин голосит...

Женщины жалобным голосом кричат (так, как ирландцы О hопе): «Ах! Ты моя душенька (Timminny Dooshinca). Милый мой! Зачем ты меня покинул! Не я ли тебе во всем повиновалась! Не пеклась ли я о твоем доме? Не рожала ли я тебе детей-красавцев! Уж у тебя ли не всего было вдоволь?» Или так: «Тебе ли было умирать? Жена у тебя красавица! Дети прекрасные! Всякого добра у тебя было много! Вдоволь платья и водки!» Как скоро кто умрет, так отворяют окна, ставят чашу с святою водою, чтобы душа покойника в ней купалась, и блюдо с кашей в головах мертвого для того, чтобы он утолил голод, готовясь к долгому пути.

Потом надевают на ноги покойнику черные сапоги, кладут ему в рот несколько копеек (Copeakes), а в руку дают письмо (От Митрополита — Прим. ред.) к Николаю Чудотворцу, в котором описаны жизнь и поведение покойного.

Тем, которые умерли без покаяния, соборования, отказывают в христианском погребении. Убитых или замерзших привозят в Земский Приказ (Zemzky precaus), куда эти и многие подобные случаи относятся, и там выставляются тела на три или четыре дня. Если сыщутся какие-нибудь родственники или знакомые, то они их увозят; в противном случае тела отсылаются в большое подземелье со сводами, которое называется Божьим домом (Bosky or Boghzi Dome (i.e., God’s House)); там складывают от ста до двухсот трупов и оставляют до весны (Midsummer), а весною приходят попы, погребают их и засыпают землей...

Тридцать дней после погребения родственники приходят читать Псалтырь над могилою, выстроив небольшой шалаш из рогож, чтобы защититься от непогоды, но значение этого обряда для меня непонятно.

 

Альбом Мейерберга, 1661–1662


Хотя московиты обыкновенно любят выказывать свое тщеславие во всех публичных случаях, но похороны покойников они устраивают с большим суеверием, чем с пышностью. Как скоро тело обмыто особенно для этого определенными людьми, то его, закутав въ саван, кладут в гроб, и когда отвозится тело на кладбище, то пред ним идут женщины из родни покойника с распущенными волосами и поют или, вернее, завывают с диким воплем.

Им предшествует священник, несущий икону, особливо уважавшуюся покойником, и несколько священнослужителей, а потом идут в великом числе родственники и друзья его, имеющие в руках зажжённыя восковыя свечи.

Придя на кладбище (вне котораго хоронят только скоропостижно умерших или отлучённых от церкви), открывают гроб еще раз и все предстоящие прощаются с покойником, целуя его; после этого тело предается земле, причём наблюдается за тем, чтобы непременно лицо было обращено на восток.

 

Описание на рисунке:

«Переведённая на немецкий язык подорожная, которую высокого и низкого чина духовныя лиц, за плату, суют в Москве мертвецам в пальцы, в виде напутствия.
На другой день попы у гроба едят смесь мёду, пшеницы, смокв и сахару, носящую название кутьи (вид жертвы).
«Мы NN, епископ и священник здесь в N, сим свидетельствуем, что настоящий N у нас жил, как истинный греческий христианин, и, хотя он иногда Бога и гневил, но он покаялся в своих гргьхах, получил прощение и св. причащение во оставлении грехов.
Он правильно чтил Всемогущаго Бога и его святых, а равно как следует постился и молился.
Он же ко мне N, своему духовному отцу, во всем относился хорошо, так что я ему совершенно простил его прегрешения. Поэтому я и дал ему с собою эту подорожную, дабы он показал ее св. Петру и другим святым и безпрепятственно пропущен был во врата вечной радости...»

 

Пётр Петрей, 1601–1605, ...1613


Если больной не выздоровеет, а умрёт, берут его с постели, кладут на лавку, омывают как можно тщательнее, надевают на него чистую сорочку, полотняные штаны, новые красные сапоги и обвивают в белое полотно, покрывающее всё тело и сделанное вроде рубашки с рукавами, складывают ему крестообразно руки на груди, сшивают полотно у изголовья, также на руках и ногах, и кладут его в гроб, который и ставят на похоронные носилки до другого дня.

Если это был богатый человек или дворянин, носилки покрываются бархатом или дорогим сукном. Если же это человек не зажиточный или бедняк, то покрывают носилки его собственным кафтаном из холста или другой плохой материи, так и несут его на кладбище.

Впереди его идут четыре девушки, близкие подруги покойника, под белыми покрывалами на головах и лицах, чтобы их не видали; они беспрестанно и громко кличут, кричат и воют, точно какие волки или собаки, и спрашивают покойника, зачем он умер. Разве не было у него нежной жены и благочестивых детей? Разве не вдоволь было у него кушаньев и напитков? Разве чего не доставало ему, что не хотел пожить подольше, а так скоро расстался с ними? И тому подобные бредни, которые нечего и писать: все это исполняют они плаксивым и завывающим голосом.

Думаю, что всему этому они научились у греков, которые исполняли такой же обряд над покойниками, именно: на другой день по смерти кого-нибудь собирались на самом рассвете к умершему женщины, начинали плакать и вопить, бить себя в грудь, царапать себе лицо, рвать у себя волосы, так что жалко было смотреть.

Исполнив это как следует, добросовестным образом, те, у кого здоровое горло и грубый голос, первые начинали вопить, стонать, плакать, рыдать: то заведут на самый высокий лад, то что-то залепечут ртом, то остановятся и замолкнут, а потом начнут пересказывать добрые дела покойника от самого его рождения до смерти.

Возле девушек, по обе стороны гроба, идут священники и монахи со своим фимиамом, откуривают всех злых духов, чтобы они не утащили трупа и при том поют: «Святый Боже, святый крепкий!» За ними беспорядочною толпою плетутся отец с матерью, братья, сестры, жена, дети, друзья и родные покойного, плачут, рыдают, вопят и жалеют о покойнике, что он скоро умер. У каждого зажжённая свеча в руке.

Пришедши с покойником в церковь, ставят гроб пред алтарем и оставляют там стоять его несколько дней. Если покойник человек знатный, гроб его сторожат днём и ночью, зажигают свечи, священники и монахи поют, окуривают гроб ладаном и миррой и окропляют раз в день святою водою, пока не исполнится восемь дней.

Перед тем как опускать в землю покойника, они поют: «Святый Боже, святый крепкий», — а потом длинную песнь о Троице, «Отче наш», некоторые псалмы из Псалтыря Давида, также и другие песни и антифоны, которые принято у них петь об умерших, некоторые гимны и аллилуйя. После того священник читает несколько изречений из св. Павла, например: «Не хощу вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите яко же и прочий, не имущий упования». Читает также и Евангелие, в котором Христос воскрешает сына наинской вдовицы, после того поют Никейский Символ, и в это время подходят к гробу родители покойного, братья, сёстры, жена, дети, друзья, родные и все присутствующие, целуют его на расставанье, прощаются с ним, потому что дольше ждать ему нечего, а пора и в дорогу.

Когда окончится это и Символ веры будет пропет, несут гроб к тому месту, где должен быть погребен покойник, в церкви ли или на кладбище, а священники и монахи поют другую заупокойную песнь. Когда споют и её, к покойнику подходит священник, читает молитву, потом просит у него прощения, в чём согрешил перед ним, и кладёт ему в правую руку бумагу такого содержания, что усопший, которого надобно теперь опускать в могилу, жил хорошо, честно и по-христиански в здешнем мире, во всём, как следует, примирился с священником, простившим ему все грехи, проступки и беззакония в слове, в деле и помышлении, а потом получил благословение и приобщился. В знак того священник даёт ему эту разрешительную грамоту, которую он предъявит св. Петру, чтобы этот без всякой остановки отворил ему райские двери и впустил его.

После того закрывают гроб, опускают его в могилу и поют другие песни. Священник берет лопату и три раза бросает земли на покойника, то же делают и все присутствующие, плачут, вопят, рыдают, причитая: «Ты не хотел дольше оставаться с нами, так возьми себе этой земли и прощай!»

Когда труп таким образом похоронят, все поедут вместе, крестятся, опускают головы вниз, смотрят на образа, сначала на образ Христа, потом Девы Марии, Петра, Николая и другие, какие есть в церквах, потом идут домой, веселятся и радуются в память усопшего, то же делают и на третий день после похорон, также на девятый и двадцатый день.

Когда же исполнится сорок дней, все друзья и родные покойного сойдутся вместе, созовут монахов, священников и всех, бывших на похоронах, и приготовляют о душе умершего особенное блюдо из святого благословенного хлеба, которое называется у них кутья и Proschura; наконец каждый год служат по нём обедню в самый день его смерти.

Бедных и простых хоронят точно таким же образом, только не так долго стоят в церквах, как богатые, а зарывают в землю как можно скорее.

Печаль продолжается не долее шести недель: по прошествии их вдова может выйти за другого мужа, а вдовец жениться на другой, какая ему понравится, только не прежде окончания шести недель печали, а то их засмеют друзья и родные

 

Бальтазар Койэтт, 1676


Похороны царя Алексея Михайловича


От двора патриарха или праотца потянулась процессия духовных, с патриархом, митрополитами и архиепископами во главе, вверх по лестнице, во дворец. Отсюда они вышли, неся тело покойного государя, часов в 11, в следующем порядке. Прежде всего, мы увидели человек триста или четыреста священников в великолепном золотом и серебряном парчёвом облачении; все они пели и в руках держали горящие восковые свечи. Пучки восковых свеч в то же самое время в огромном количестве были брошены в народ для раздачи.

Затем явился патриарх, с митрою на голове, в сопровождении двух знатных вельмож; перед ним несли большое красное шёлковое знамя с изображениями различных святых. За патриархом или праотцем шли митрополиты, архиепископы, епископы и проч., все в богатых облачениях и белых золоченых митрах.

За ними несли крышку гроба, покрытую дорогим, красного золота, парчёвым покровом; её несли несколько вельмож все в чёрном одеянии. Далее бояре, под жёлтым, золотой парчи балдахином, несли гроб с телом почившего государя. Вокруг гроба несли много восковых свеч, которые были в руках у всех вельмож, а также кадила, которые окуривали тело благовонными травами.

Почти невероятно, какой плач и какие рыдания раздались в толпе народа при виде государя в гробу. Крики и вопли присутствовавших, казалось, могли бы даже облака разорвать; можно было подумать, что, со смертью этого государя, подданные лишились единственного своего утешения и надежды.

Новый царь, одетый в чёрное, следовал, с обнажённой головою, в носилках, покрытых чёрным сукном. Рядом с ним находились самые старшие вельможи страны, ближние бояре, лица которых выражали сильнейшую скорбь о смерти государя. За ними следовала царица, также в закрытых носилках, покрытых чёрным сукном, её свиту составляли множество царевен, боярынь и боярышень.

Вся эта процессия направилась в церковь Архангела Св. Михаила, вблизи дворца, где гроб с большими церемониями поставили в общую усыпальницу великих князей или царей Московских. Тело стояло здесь ещё недель около шести, пока его не предали земле

 

классическое поморское кладбище начала 20 века.

классическое поморское кладбище начала 20 века.

 

На Украине (центр):


- старые люди раньше сами делали себе гроб, и действительно хранили его в укромном месте (например. на чердаке), запертым на замок и заполненным зерном. Пустой гроб держать нельзя, потому что он будет затягивать в себя человека.
Куда потом девают зерно не помню, но помню, что давать его живности или тем более сеять нельзя ни в коем случае. Ведьмы и колдуны стараются получить доступ к этому зерну, оно нужно им, чтобы наводить порчу (когда подсыпают зерно на порог - это скорее всего именно вот это гробовое).
Сейчас сделать себе гроб заранее не дают родственники - устраивают скандал.
В целом пожилые люди до сих пор стараются полностью подготовить все к своим похоронам по максимуму (это называется "смертельне"), в частности, одежду.
Самая общая причина - человек своей смертью не должен никому мешать, нужно по максимуму все сделать самому, чтобы не напрягать окружающих и минимизировать хлопоты.
Это вообще сельский идеал для пожилого человека: как можно меньше доставлять хлопот молодым, младшим членам семьи. Умереть так. чтобы никому не быть обузой, до последней секунды полностью себя обслуживать и вносить посильный вклад в благосостояние семьи.
Пример для подражания, о котором говорят с восхищением и глубочайшим уважением: отец семейства сильно заболел, стал лежачим, и очень скоро перестал есть, чтобы побыстрее умереть и не отвлекать на заботу о себе жену и детей. Ему мазали медом губы, а он стирал мед рукавом.
- молодых девушек и сейчас хоронят в свадебном платье с фатой, похороны приобретают оттенок жутко-своеобразной свадьбы ("сумне весiлля" - дословно печальная свадьба)
- если у покойника приоткрыты глаза - значит, вскоре будут еще несколько похорон в селе.
- в карман покойникам кладут монетку и куриную кость (обычно это делают близкие родственники покойного) и три раза повторяют: "Вот вам деньги и косточка, чтобы вы к нам не ходили". Существует вообще много ритуалов, чтобы покойник не "ходил", всех не помню.
- обмывают покойника обязательно посторонние люди (родственникам нельзя), и очень важно вылить потом воду в укромное место, потому что на нее охотятся ведьмы и колдуны - это очень сильное средство наведения порчи.
- еще одной вещью, за которой очень следят, являются веревочки, которыми связывают ноги покойного и подвязывают ему челюсть. Их после снятия с покойного начинают просить некоторые из присутствующих на похоронах - есть поверье, что они помогают при головных и суставных болях, однако есть и другое поверье, что с их помощью наводится порча. Однако если с мертвой водой все однозначно, ее вслух никто не просит, потому что это равносильно признанию в колдовстве, стараются взять потихоньку (обычно подряжаются обмывать покойника или выслеживают момент, когда рядом с этим тазом никого нет - именно поэтому таз с водой, в которой обмывали покойника строжайше запрещается оставлять без присмотра даже на секунду, возле него всегда дежурят несколько женщин, и воду стараются как можно быстрее вылить и засыпать это место землей), то с веревочками всегда возникают споры - половина присутствующих верят в лечебные свойства веревочки, половина уверены, что это для колдовства.
- наконец, очень следят, чтобы ведьмы и колдуны или просто обиженные люди не засунули в гроб чью-нибудь вещь или того хлеще, фотографию. Это смертельная порча, в частности, я знаю случаи, когда мать клала в гроб фотографию невесты или жениха покойного сына/дочери, так как считала их косвенно виновными в смерти своего ребенка.
Иногда это хотят сделать из добрых побуждений сами женихи и невесты (положить свою фотографию в гроб любимого человека), и задача пожилых опытных людей не допустить этого.
Поэтому возле гроба всегда сидят пожилые женщины и следят за этим.
- нести гроб нельзя неженатым молодым парням
- по возвращению с кладбища на поминальную трапезу нужно обязательно помыть всем руки, если кто-то отказывается это сделать, надо заставить, потому что это означает, что этот человек имеет намерение сделать порчу кладбищенской землей.

 


Печать   E-mail
Добавить комментарий